Музей МБОУ «Чепчуговская средняя общеобразовательная школа»

Музей МБОУ «Чепчуговская средняя общеобразовательная школа»

Больше полвека прошло с того дня, когда отгремели последние залпы Великой Отечественной войны советского народа против фашистской Германии. Из древнейших времен война считалась законченной тогда, когда похоронен последний погибший солдат войны. К великому сожалению, есть люди, которые за 71год  после войны лет, так и не узнали, где же погибли их братья, отцы, деды.

До сих пор «снежные десанты находят останки погибших безымянных солдат и хоронят их в братских могилах, не сумев установить их личности.

Можно ли смириться с безымянностью сотен тысяч воинов? Можно ли забыть их бескорыстные подвиги во имя Победы? Можно ли оценить всю глубину боли и страданий, родных и близких без вести пропавших солдат, и офицеров на протяжении всех послевоенных лет.

С 1991 года в Российской Федерации отсутствовала единая общественно- политическая идеология.  Теперь перед Российским обществом остро стоит вопрос о патриотическом воспитании. 

В нашей школе ведется патриотическое воспитание учеников. Работает музей боевой и трудовой славы. Дети много знают о подвигах Великой Отечественной войны, о подвиге наших земляков во времена Великой отечественной войны.  Регулярно посещают школьный музей, районный музей, здесь обсуждают темы военных лет. В частности, знают об участниках Великой отечественной войны, интересуются военными подробностями, участвуют в акция «Дети – ветеранам», «Дети войны».  Помогают вдовам участников войны, устраивают концерты, посещают ветеранов на дому. Собирают данные об участниках ВОВ.

Чепчуговский краеведческий музей  Высокогорского муниципального района способствует воспитанию у детей и подростков патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов в современных условиях,  приобщению детей и подростков к историческому и духовному наследию   через практическое участие в сборе, хранении документов, изучении и благоустройстве памятных мест.

Немного истории…

Село Чепчуги расположено между Казанью и поселком Арск, на стратегическом Сибирском тракте (оно- «ровесник» города Казани : до 1552 года здесь проживало татарское население, как русское село Чепчуги основано в 1557 году на дворцовых землях…).

В годы Великой Отечественной войны отсюда на фронт ушли  543 человек, из которых  348, то есть 64,2 процента погибли. Оставшиеся в тылу солдатские вдовы, старики и дети активно трудились на колхозных полях и фермах, чтобы обеспечить фронт хлебом, участвовали в строительстве оборонительных сооружений, очищали железную дорогу от снега, помогали раненым бойцам, которые лечились в казанских госпиталях. В холодную зиму 1941-1942 годов они приютили в своих домах 500 курсантов и летчиков Чепчуговского аэроклуба, которые впоследствии стали летчиками истребительной морской авиации.

Факты о подвигах Героев Советского Союза из Высокогорского района, смелой ленинградской, псковской, новгородской, боровической молодежи, связавшей свою юность с Чепчуговским аэроклубом, о летчиках, перегонщиках американских самолетов с Аляски на фронт, собраны  в музее в течение более трех десятков лет. Знакомство с ними в использовании их в практической деятельности помогают школе улучшить патриотическое гуманистическое, интернациональное воспитание и совершенствовать работу, по патриотической направленности деятельности молодежи.

Роль музея и музейных экспозиций  в патриотическом и гражданском воспитании

  • Экспозиция  «Памяти павшим будьте достойны!»
  • Экспозиция «Служу Отечеству»        
  • Экспозиция посвященная герою Советского Союза Павлову Григорию Родионовичу

Главным инструментом музейной коммуникации в музейном пространстве является принцип интерактивности или многомерного диалога, участниками которого становятся дети, музейный педагог, музейный предмет, музейное пространство, прошлое и настоящее.

Родился 10.02.1920 г. в д. Керосиново Высокогорского р-на Татарской АССР в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1942 г. Окончил 7 классов и школу ФЗУ, работал в городе Казань.

В Советской Армии с 1938 г. В 1940 г. окончил Чкаловское военно-авиационное училище. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Зам. командира аэ 42 гиап гв. ст. лейтенант Павлов к июню 1943 г. совершил 378 боевых вылетов, в 61 воздушном бою сбил лично 11 и в составе группы 5 самолетов противника.

02.09.43 г. Г.Р.Павлову присвоено звание Героя Советского Союза. В марте 1945 г. направлен на учебу в Военно-воздушную академию, которую окончил в 1949 г., в 1960 г. окончил Военнную академию Генштаба. Командовал авиацией СКВО. Заслуженный военный летчик СССР.

С 1980 г. генерал-лейтенант авиации Павлов – в отставке. Жил в Ростове-на-Дону, затем в Киеве. Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3 степени, медалями.

Автор книг "Вам взлёт!" и "Однополчане". Умер 05.11.1994 г. Похоронен в Киеве на Лукьяновском военном кладбище.

Стенд, посвященный бывшему директору школы Билалову  Мансуру Юнусовичу, создателю музея Боевой и трудовой славы,  автор книги «Музейная педагогика в патриотическом воспитании учащихся». Учащиеся запомнили Билалова Мансура Юнусовича не только как директора школы, создателя музея , а включили его в акцию «Дети войны»

В разделе  книги «Музейная педагогика в патриотическом воспитании учащихся»  «От автора» он вспоминает: «Мать умерла в 1939 году. В августе 1941 года отец ушел  на фронт, оставив пятерых детей сиротами. В феврале 1942 года мы получили извещение о том, что отец пропал без вести».

Проведена огромная работа по акции «Дети войны», ученики взяли интервью у них, ходили к ним домой, помогали, беседовали, фотографировали их, написали информацию, сочинения. 

В Чепчуговском музее есть материалы о работе во время войны  Чепчуговского аэроклуба Осоавиахима по подготовке для фронта  летчиков, о судьбе юношей.

История села.

История села Чепчуги  неразрывно связана с авиацией. Годы войны на территории нашего села располагались эвакуированные аэроклубы Ленинграда, Пскова, Новгорода и Боровичей. В одной из августовских дней 1941 года все указанные аэроклубы получили приказ поднять все самолеты в воздух и лететь на Восток. Приказ был выполнен вовремя, а через 20 минут аэроклубы были разбомбленными немцами. А тем временем учебные самолеты летели на Казань. Инструктор В.А.Бойченко посадил свой самолет на чепчуговских лугах колхоза «Пробуждение», где не было ни посадочной полосы, ни аэродрома. Здесь же были посажены все самолеты, вылетевшие с учебных аэродромов эвакуированных в Казань. Остальные курсанты приехали на поезде.  

После недолгого пребывания в Казани всех курсантов отправили в село Чепчуги Высокогорского района, где их было 500 человек. Их разместили в домах колхозников по 4 человека. Они строили  аэродромные сооружения, взлетно-посадочные полосы, учились летать и прыгать с парашютом.

К лету 1942 года курсанты объединённых аэроклубов закончили учебу. Они стали летчиками-истребителями морской авиации. Летчики Балтики, где служили многие чепчуговские курсанты в годы войны потопили 185 кораблей противника, столько же повредили, сбили 2400 самолетов. За отвагу и мужество, проявленные в воздушных боях, 114 летчиками-балтийцам присвоено звание Героя Советского Союза, многие награждены боевыми орденами СССР.

Отважные летчики участвовали в освобождении Ленинграда от блокады, в разгроме немецких армий группы «Север», в освобождении Прибалтийских  республик, Польши, Восточной Германии, в штурме Берлина.

Холодная трасса.

В феврале 1944 года на аэродроме «Кольцово» города Свердловска скопились огромное количество американских самолетов, готовых для перегона в Казань. В те дни над Уралом и Поволжьем расположился очень мощный антициклон, который стал причиной образования туманов и низкой облачности с видимостью менее одного километра. Начальник отдела перелетов Уральского военного округа полковник Коробко категорически запретил вылет группам. Только после согласования своих приказов со штабом ВВС Красной Армии и разрешения Москвы, он имел право отдавать приказы на вылет. Но погоды  все нет, перегоны запрещены и аэродром «Кольцово» начинает «задыхаться» от огромного количества самолетов.

8 февраля наступает некоторое улучшение погоды и после согласования с синоптиками штаба ВВС КА, полковник Коробко выпускает на перегон в Казань 8 самолетов. 9 февраля улетает группа, состоящая из более 40 самолетов. 10 февраля Казань дала «добро» на прием самолетов, но по техническим причинам вылет не состоялся.

11 февраля, основываясь на метеоданных за 10 февраля, новых ночных метеосводок и доклада воздушного разведчика, Коробко разрешает перелет. Аэродром казанского авиазавода №22 подтверждает готовность принять самолеты. Но связь с Москвой в тот день барахлит и ответ своевременно не приходит. Начальник начинает предполетную подготовку с летчиками, предупредив, что если погода ухудшится, всем незамедлительно нужно будет вернуться на базу. Летчики расходятся по самолетам.

Первым взлетам разведчик и берет курс на Казань – по трассе  он должен передавать данные о погоде. Вслед за ним взлетает самолет-лидер А-20G 9 Перегоночного авиаполка (ПАП), а за ним – группа лейтенанта Ковалева: 12 истребителей Р-39. Следующей уходит в небо группа из восьми З-39 моряков-летчиков Северного флота из 2-го ГКАПа (командир – капитан Сухомлин), лидер – тяжелый истребитель Пе-3. Всего 22 самолета.

Разведчик, ушедший на перегон первым, идет уже над Татарией и попадает в сплошную облачность. Он пытается определить нижнюю кромку облаков, но неожиданно выясняет, что она сваливается с туманом до земли!

Командир принимает решение уходить наверх, пробивает облака и ложится на обратный курс – на аэродром «Кольцово». Радист непрерывно передает в эфир о запрещении продолжения полета, но его никто не слышит. На обратном курсе они видят группу, идущую на Казань, и пытаются качанием крыльев привлечь к себе внимание. Но их никто  не видит и не слышит… В это же время до командующего УрВО доходит радиограмма из Москвы о запрещении перелета, он связывается с Коробко и приказывает ему вернуть все самолеты с трассы.

Пройдя Вятские Поляны, командир группы Сухомлин замечает резкое ухудшение погоды и отдает приказ о возвращении  в Свердловск. Часть его группы аварийно садится в Янауле, он сам дотягивает до Свердловска. Иван Моисеевич пройдет всю войну, после станет известным летчиком-испытателем на фирме Туполева, будет удостоен высокого звания Герой Советского Союза.

Полет продолжает группа во главе с лидером А-20G и группа Ковалева. Они находятся в районе Арска, летят в сплошной облачности и тут лидер совершает непоправимую ошибку: он начинает снижаться для того, чтобы визуально определить, где земля, и ныряет под облака. А там туман до самой земли. Лидер начинает разворот, чтобы вновь уйти на высоту и крылом задевает землю… Яркая вспышка и взрыв тут же гаснут в сплошном тумане. И начинается самое страшное: один за одним самолеты начинают сталкиваться с землей. Молодые летчики имели совсем небольшой опыт в полетах в облаках – теряли пространственную ориентировку, старались прижиматься к земле и сталкивались, сталкивались, сталкивались… С землей, на которую они хотели вернуться…

Итог этой страшной трагедии – разбилось 13 самолетов, погибло16 летчиков, штурманов и механиков. О произошедшей трагедии доложили Сталину, он приказал наказать виновных. Полковник Коробко был разжалован и отправлен в штрафбат.

Молодых летчиков из разбившегося самолета хоронили чепчуговские женщины Мария Ивановна Никулина с подругой Анастасией Семеновной Чапуриной. 12,13,14 февраля 1944 года – три дня – они копали братскую могилу. В колхозе не осталось ни одного мужика, которому могли бы поручить копать могилу. Правлению колхоза «Пробуждение» пришлось послать копать яму для братской могилы этих двух добросовестных, крепких тогда женщин. Они с большим трудом выгрызались в февральскую мерзлоту, откалывая ломами, шахтерскими кирками, лопатами небольшими кусочками землю. Задание они выполнили на третий день. Похороны состоялись 14 февраля 1944 года. Останки всех троих летчиков собрали, сложили в деревянный ящик и спустили в могилу.

Эти женщины запомнили место захоронения летчиков и через 40 лет помогли найти его 6 мая 1985 года, установили памятник с надписью:

Братская могила летчиков
Ст.лейтенанта Лобинцева Дмитрия,
Ст.лейтенанта Кольцова Аркадия,
Ст.лейтенанта Ермакова Михаила.
Погибли 11 февраля 1944 года.
Вечная Вам память.

Великая Отечественная Война стала большим испытанием для нашего государства. Мы обязаны знать об этой войне, о её участниках,  которые героически победили величайшее бедствие XX века под названием фашизм, и передать своё знание будущим поколениям. И подобные бедствия никогда не повторятся,  пока мы будем любить свою Родину.

Патриотическое воспитание необходимо для того, чтобы молодежь не забывала своих героев. 

Школа ведет живую связь с ветеранами, с детьми войны, систематически проводятся мероприятия по воспитанию у школьников на  примерах подвигов фронтовиков мужества верности, долгу и Отечеству, увековечению памяти павших и забота живых победителях, сохраняется преемственность поколений.

МУХТАРОВА ФАУЗИЯ НУРФАТОВНА, 2017